Одно из важнейших направлений информатизации образования сегодня – это внедрение в образовательные учреждения свободного программного обеспечения (СПО).

Свободное программное обеспечение (СПО) — это программное обеспечение, распространяемое на условиях, так называемых, открытых или свободных лицензий. Одной из них является, например, лицензия GNU General Public License (GNU GPL).

В соответствии с планом реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года, утвержденным решением Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации определено увеличение доли ОУ, использующих разработанный пакет СПО не менее чем на 50% имеющихся персональных компьютеров, в среднем по субъекту Российской Федерации до 25% в 2010 году и 35% в 2011 году.

К основным достоинствам СПО можно отнести:
· Нулевую стоимость лицензий на владение продуктом (пользователь платит только за внедрение и техподдержку, если это необходимо)
· Более низкую, по сравнению с коммерческими продуктами, стоимость внедрения и техподдержки (в большинстве случаев)
· Возможность изменять продукт согласно своим требованиям (кастомизация, гибкая модификация)
· Как правило, нетребовательность к клиентским ресурсам
· Постоянные обновления продуктов, быстрое развитие систем
· Более высокая скорость реакции на необходимость внесения исправлений, доработку систем
· Стабильность и надежность функционирования (благодаря опыту множества команд разработчиков, гибкой модификации)

При внедрении СПО в образовательном учреждении возможны следующие проблемы:

1. Отсутствие методических указаний, учебных планов и программ;
2. Необходимость обучения специалистов;
3. Несовместимость с частью технической базы образовательного учреждения.
Первые два вопроса практически не актуальны после того, как было проведено обучение более чем 75 000 учителей по всей стране, а методические материалы и пособия доступны в избытке. По третьему вопросу можно отметить существенный прогресс – более 90% компьютерной и оргтехники поддерживаются СПО.
В ситуации выбора из предложенных вариантов разумным представляется сочетание как проприетарных продуктов, так и СПО. Т.е. за базовое ПО взять СПО, а если для решения учебной или образовательной задачи существующее ПО требует применение проприетарной ОС, то в зависимости от важности решаемой задачи либо лицензировать проприетарную ОС, либо искать СПО-аналог ПО.
Внедрение
Установочные пакеты СПО доступны в составе пакета «Первая ПОмощь 2.0», либо, если позволяет интернет-подключение, их можно скачать с портала www.spohelp.ru, где присутствуют дистрибутивы для любых задач и вкусов. Для образовательных учреждений рекомендуется использовать дистрибутивы с уже встроенными комплектами образовательных программ: это ОС АльтЛинукс Школьный, Edubuntu, EduMandriva др.
Основные этапы внедрения СПО:
1. В связи с возможностью наличия неподдерживаемого оборудования (принтеры, «старые» компьютеры с объемом ОЗУ менее 256Мб) необходимо провести инвентаризацию имеющегося парка компьютеров и установленного на них ПО и определиться с теми компьютерами, которые вызовут проблемы при переходе.
2. Необходимо определиться с принципами перехода: полный переход на Linux и СПО или частичные переход с использованием как закрытого, так и открытого ПО.
3. Так как процесс перехода займёт не один день, то желательно выделение компетентного сотрудника, обладающего необходимыми техническими знаниями, который сможет решать текущие проблемы перехода.
4. Для более эффективного применения СПО в учебном процессе, стоит рассмотреть вопрос о повышении квалификации административно-преподавательского состава и ключевых сотрудников, заинтересованных в использовании новых технологий.
5. Составление плана поэтапного внедрения СПО в учебный процесс. На этом этапе требуется составить развернутый план перевода учебных классов и подразделений образовательного учреждения на СПО. Развертывание СПО должно вестись «по нарастающей»: в первую очередь оно должно устанавливаться на машины, для которых анализ показал 100% безболезненную установку. Перевод хотя бы 50% из существующего парка будет уже считаться успешным началом. В последнюю очередь стоит переводить «проблемные» машины или компьютеры с предустановленными лицензионными Windows.