“Руководитель автономного учреждения”, 2011, N 1

Внедрение в бюджетном секторе свободного программного обеспечения (СПО), являющегося доступной и безопасной с правовой точки зрения альтернативой проприетарным программам <1>, не первый год пропагандируется государством. В частности, с 1 января 2011 г. все школы страны должны были либо перейти на свободный софт, либо за свой счет приобрести проприетарное ПО. Однако свободные программы могут быть интересны не только им, но и организациям других отраслей социальной сферы, тем более что в планы органов власти входит распространение СПО во всех госучреждениях.
——————————–
<1> Проприетарным является любое программное обеспечение, лицензия на которое содержит условие о выплате правообладателю вознаграждения за предоставляемое по лицензии право использования программы. Проприетарной лицензией является любой возмездный лицензионный договор.

Сегодня во многих государственных и муниципальных учреждениях имеются компьютеры и серверы, как правило, оснащенные проприетарным ПО (софтом). В первую очередь к ним относятся программы Microsoft – операционная система Windows, офисный пакет Microsoft Office и т.д. Обладатели такого ПО чаще всего выбирают только между двумя вариантами: либо покупать проприетарные лицензии, стоимость которых весьма высока, либо устанавливать пиратские копии, использование которых влечет административную и уголовную ответственность за нарушение авторских прав (ст. 1301 гл. 70 части четвертой ГК РФ, ст. 7.12 КоАП РФ, ст. 146 УК РФ).
Существует и еще один вариант – переход на свободные программы, распространяемые на условиях свободного лицензионного договора. В чем основные отличия этого программного продукта? Какие выгоды принесет его использование и какие проблемы возможны при внедрении?

Правовая безопасность плюс экономия

Свободное программное обеспечение отличается от проприетарного тем, что пользователи могут свободно запускать, копировать, распространять, изучать, изменять и улучшать его. Более точно это выражается в наличии у пользователей четырех видов свободы:
1. Запускать программу для любых целей: физическое лицо или организация могут использовать СПО в любой сфере и не обязаны сообщать об этом его разработчику или кому-либо другому.
2. Изучать, как программа работает, и адаптировать ее для своих нужд (доступ к исходному коду – необходимое для этого условие).
3. Повторно распространять копии как исходной, так и модифицированной версии ПО.
4. Улучшать программу и опубликовывать результаты работы по ее улучшению для пользы всего общества. Чтобы право на модификацию программы могло быть реализовано, пользователь также должен иметь доступ к исходному коду.
В то же время наличие четырех свобод не означает, что свободное ПО, среди которого самыми известными программами являются операционная система Linux, офисное приложение OpenOffice и др., не может продаваться. Пользователи вправе приобретать подобные программные продукты за плату (как и скачивать бесплатно), и купленное ПО может использоваться любым числом пользователей. То есть свободные программы продаются как технический продукт, в то время как необходимые имущественные права на использование их как объекта интеллектуальной собственности предоставляются безвозмездно.
Подобная система распространения СПО отличается от той, которая действует в отношении проприетарных программ и к которой привыкли многие российские пользователи. Во втором случае дистрибьютор получает доход от продажи лицензий, а в первом – зарабатывает на сопутствующих услугах (доработка или разработка ПО на заказ, техническая поддержка, непосредственно внедрение, а также обучение работе со свободным ПО). Для пользователя это означает одно: если в штате учреждения найдется специалист, уровень квалификации которого достаточен для того, чтобы подобрать пакет свободных программ, внедрить их, объяснить другим сотрудникам логику работы на новом ПО и поддерживать компьютерный парк в рабочем состоянии, учреждение избежит каких бы то ни было трат на внедрение СПО. Если с одним или несколькими этапами реализации возникнут сложности, за их решение придется платить партнерской компании (разумеется, перед этим предстоит ее выбрать).
Таким образом, свободный софт не только обеспечивает пользователям правовую безопасность, но и дает возможность экономить на приобретении ПО и лицензионных отчислениях за его использование. Среди других преимуществ СПО специалисты называют возможность устанавливать его на не слишком мощную и относительно дешевую компьютерную технику (в том числе ПК, находящиеся в эксплуатации четыре-пять лет) и высокий уровень информационной безопасности (исчезает угроза заражения компьютерными вирусами).

Главные потребители СПО

Внимание органов власти к свободному ПО было привлечено в 2006 г. в связи с громким делом директора сельской школы Пермского края, где на компьютеры были установлены нелицензионные копии проприетарного ПО. С тех пор образование стало одной из тех сфер, в которых внедрение СПО целенаправленно поддерживается государством. В частности, вышло Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2007 N 1447-р, предписывающее Минобрнауки и Минкомсвязи закупить для всех школ лицензии на три года на проприетарное ПО со сроком действия до 31 декабря 2010 г. и обеспечить разработку и внедрение в школы свободного ПО. С 1 января 2011 г. федеральная помощь закончилась: региональные органы управления образованием самостоятельно выбирали, приобретать проприетарные программы или переходить на СПО. В результате одна часть субъектов РФ приняла решение в пользу полного или поэтапного перехода на свободный софт, другая – закупила лицензии на проприетарное ПО на следующие три года, мотивируя это тем, что ряд подведомственных учреждений не успели внедрить у себя СПО.
Активная работа по внедрению свободного софта наблюдается и в сфере здравоохранения. По заказу Минздравсоцразвития и Федерального агентства по информационным технологиям <2> на базе СПО была разработана Федеральная типовая медицинская информационная система для лечебно-профилактических учреждений. “Сейчас эта система бесплатно предоставляется подведомственным учреждениям, – комментирует генеральный директор компании-дистрибьютора “ГНУ/Линуксцентр” П.А. Фролов. – И идея заключается в том, что все программы, используемые учреждениями медицинской сферы, должны быть оформлены как типовые проектные решения”.
——————————–
<2> Упразднено согласно Указу Президента РФ от 25.08.2010 N 1060 “О совершенствовании государственного управления в сфере информационных технологий”.

Однако, по мнению П.А. Фролова, в плане распространенности СПО медицина и образование все-таки уступают двум другим главным потребителям – силовым ведомствам и государственным органам исполнительной власти. “Но, когда “Школьный проект” еще чуть-чуть раскрутится, сфера образования обгонит медицину и даже госорганы”, – считает он.
Системный подход относительно продвижения СПО демонстрируют и органы власти. Например, Минкомсвязи разработало и утвердило в 2010 г. Методические рекомендации по разработке и приобретению программного обеспечения для использования в органах государственной власти и бюджетных учреждениях. “Министр связи подписал этот документ, однако тот не прошел регистрацию в Минюсте. Сейчас в Рекомендации вносятся изменения, и процесс завяз в согласованиях”, – комментирует П.А. Фролов.
Но несмотря на то, что позиция госорганов в отношении СПО однозначна (бюджетный сектор должен переходить на свободные программы), коммерческие структуры действуют здесь более оперативно. Фирмы быстрее реагируют на новые возможности для сокращения затрат и в то же время могут привлечь в свой штат более квалифицированных специалистов, которые способны самостоятельно справиться с внедрением и технической поддержкой СПО.

Перед внедрением – подготовка

Как же на практике происходит внедрение свободного ПО? Те, кто прошел этот путь, утверждают, что для безболезненного перехода на свободный софт требуется серьезная предварительная работа по изучению темы, апробации решений и их пропаганде. “История внедрения СПО в Азовском районе Омской области началась весной 2008 г., – рассказывает директор Центра поддержки образования В.В. Михайлов. – Центр курирует этот процесс в 34 учреждениях образования района: 18 школах, девяти детских садах, четырех учреждениях дополнительного образования, детском доме, комитете по образованию и непосредственно нашем центре. В 2008 г. я работал директором Роза-Долинской общеобразовательной школы. Приобрел первый дистрибутив – Linux XP (коробочная версия на пяти CD). Затем через Интернет заказал Ubuntu 8.04. В течение месяца пришла посылка из Бельгии”.
Затем были многочисленные мероприятия различного уровня, знакомство учителей с возможностями свободного софта, пилотная апробация пакета свободного ПО в трех школах района. В результате в апреле 2010 г. Министерство образования Омской области приняло решение установить легальное ПО на всех компьютерах в образовательных учреждениях региона и предложило схемы его легализации (в том числе с помощью свободных программ – бесплатного самостоятельного скачивания с сайта разработчика и коробочной версии с техподдержкой за умеренную плату). “С этого момента начинаются активные поиски оптимальных решений по легализации софта в ОУ и техподдержке”, – добавляет В.В. Михайлов.
Следующим шагом органов власти стало утверждение на муниципальном уровне плана по внедрению пакета СПО в подведомственных ОУ. В соответствии с ним с 1 сентября 2010 г. в каждом учреждении образования района введена штатная единица системного администратора, было заключено партнерское соглашение с компанией – поставщиком решений и услуг в области СПО, и начался эксперимент по тестовой бесплатной техподдержке в течение трех месяцев.
“Процесс перехода на СПО в образовательных учреждениях завершился к 31 декабря 2010 г., – продолжает директор “Центра поддержки образования”. – При этом имеющиеся oem-лицензии на Windows оставлены на тех ПК, где это критически важно, – в кабинетах физики, химии и централизованной бухгалтерии. На домашние компьютеры педагогов устанавливался Linux – по их желанию второй или единственной системой”.
Таким образом, целенаправленная подготовка к масштабному внедрению свободного софта заняла в Азовском районе более двух с половиной лет. Такой длительный путь показывает, что ограничиться одной лишь физической установкой свободного софта явно недостаточно: гораздо больших трудов требует выстраивание самого механизма внедрения СПО, а также формирование у рядовых пользователей навыков работы с новыми программными продуктами. В то же время ошибка многих новичков, как считает В.В. Михайлов, заключается в том, что они хотят все и сразу, а вот сами не стремятся приложить усилия для самообразования и изучения темы.

Цена вопроса

Как показывает практика, внедрение свободного софта <3> позволяет существенно экономить бюджетные или собственные средства учреждения. Пример тому – библиотечная сеть Татарстана. Чтобы обеспечить всем желающим доступ к информационным ресурсам, в более чем 160 библиотеках республики было увеличено количество рабочих мест читателей за счет внедрения СПО и использования экономичных терминальных ПК, а также проведены другие мероприятия. По подсчетам специалистов, это позволило снизить стоимость рабочего места библиотекаря на 30%, а рабочего места читателя – на 50% по сравнению с использованием проприетарного ПО.
——————————–
<3> Методические рекомендации по внедрению и использованию свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях РФ размещены на информационном портале http://www.spohelp.ru.

Стоимость владения СПО тоже может оказаться минимальной, хотя полноценное ежемесячное обслуживание вполне сопоставимо с размером ставки учителя. “Для среднестатистической школы, имеющей около 40 компьютеров и два-три сервера, стоимость обслуживания составит около 6 – 7 тыс. руб. в месяц, – подчеркивает исполнительный директор компании PingWin Software <4> Д.В. Фишелев. – Однако конкретная сумма зависит от многих условий: от величины школы, расстояния от нее до центра. Где-то парк компьютеров и периферия модернизированы, а где-то имеются системные проблемы, а значит, на такие школы будет тратиться больше времени. В любом случае стоимость проекта рассчитывается индивидуально, а чтобы получить реальную экономию, надо сначала попробовать”.
——————————–
<4> Компания, являющаяся поставщиком решений и услуг в области СПО. В декабре 2010 г. выиграла государственный конкурс “Создание единой службы информационно-методической и технической поддержки программного обеспечения, входящего в СБППО и ПСПО, используемых в образовательных учреждениях Российской Федерации” и обеспечивает техподдержку ОУ страны.

В свою очередь, В.В. Михайлов утверждает, что в реальности стоимость владения может быть приравнена к цене диска, на котором записаны программы, или трафика при скачивании дистрибутивов. Затратами же на обучение работе со свободным ПО можно пренебречь, поскольку педагоги обязаны периодически проходить переобучение перед аттестацией. “При наличии грамотного системного администратора, способного самостоятельно решать проблемы, сама техподдержка может быть минимальной, – продолжает директор Центра поддержки образования. – Кроме того, с 2010 г. каждое образовательное учреждение Азовского района Омской области имеет официального спонсора, с которым благодаря активной помощи районной администрации заключены соответствующие договоры. Поэтому техническая поддержка, возможно, будет финансироваться из внебюджетных источников”.

Трудности установки

Впрочем, отсутствие в учреждении грамотного системного администратора – это одна из явных проблем при внедрении СПО. В государственных и муниципальных учреждениях (причем не только образовательного профиля), с одной стороны, идет наращивание компьютерного парка, а с другой – в штатном расписании зачастую отсутствует должность заместителя директора по информатизации, инженера или даже системного администратора. О последствиях такого положения рассказывает представитель компании “Элсис” Ю. Азовцев. “Летом 2010 г. мы оказывали практическую поддержку по установке СПО 48 образовательным учреждениям Дзержинска Нижегородской области, – говорит он. – Устанавливали программы в компьютерных классах, где находится по 10 – 15 ПК, а также на двух-трех компьютерах администрации учреждений. Перед внедрением свободного ПО нашим специалистам пришлось устранять различные ошибки в работе компьютерной техники. Например, часть ПК была объединена в локальную сеть и имела выход в Интернет, а часть – не имела, хотя изначально это было предусмотрено”. Иными словами, если в штате учреждения есть грамотный IT-специалист, технические проблемы в работе компьютерного оборудования (в том числе связанные с СПО) сводятся к минимуму.
Д.В. Фишелев не согласен с этой точкой зрения. “Попытка ввести в штат каждой школы узкопрофильного специалиста – утопия, – убежден он. – Во-первых, это разорительно. Во-вторых, вы полностью не загрузите работой этого специалиста, и как только его квалификация достигнет определенного уровня, он неизбежно уйдет на более высокую зарплату. Поэтому единственное правильное решение – заключение сервисного контракта со специализированной организацией по обслуживанию СПО. Так делается не только в образовательных учреждениях и не только в России”.
С исполнительным директором PingWin Software солидарен В.В. Михайлов: не все школы Азовского района Омской области смогли найти грамотного системного администратора. “Поэтому мы пришли к выводу о целесообразности “кустовых” специалистов, которые могли бы обслуживать несколько близлежащих школ. Уже есть первые результаты”, – утверждает директор Центра поддержки образования.
Помимо отсутствия в учреждении IT-специалиста или необходимости наращивать квалификацию имеющегося в штате системного администратора существуют и другие трудности внедрения. “При установке свободного софта мы сталкивались с проблемой его совместимости с периферийным оборудованием – сканерами, принтерами и другой техникой, – комментирует Ю. Азовцев. – В одной школе часть принтеров вообще не работала с операционной системой Linux. Однако этот вопрос решается просто. Поскольку плановое обновление парка техники в учреждениях все равно происходит, при последующих закупках модели оборудования должны выбираться с учетом установленного ПО”. Кроме того, для педагогов по-прежнему актуальна проблема совместимости свободного ПО и учебного софта (прежде всего это продукты в рамках комплексного проекта информатизации “Кирилл и Мефодий”, ориентированные исключительно на операционную систему Windows).

Обучать ли пользователей?

К числу проблем внедрения относится и необходимость повышения квалификации рядовых пользователей: первое время они будут достаточно активно обращаться к системному администратору учреждения за помощью. Однако процесс адаптации к новым программным продуктам можно смягчить. В частности, практики, уже внедрившие у себя офисный пакет OpenOffice, рекомендуют разделить пользователей на три группы. К первой отнести тех, кто пользуется им относительно редко (на их компьютерах можно сразу заменить проприетарное ПО свободным софтом), ко второй – тех, кто сильно привык к Microsoft Office (на протяжении ограниченного периода времени на их компьютерах стоит как свободный, так и проприетарный софт, а потом последний удаляется). В третью группу могут быть отнесены те пользователи, которым приходится работать с внешним окружением и для которых полный переход на свободное ПО повлечет серьезное снижение производительности труда (им OpenOffice может быть установлен в качестве вспомогательного пакета). Таким образом, на базе свободных программных продуктов может быть выстроен весь электронный документооборот внутри организации.
Что касается обучения работе на свободном софте, оно потребуется далеко не всегда. “Если сотрудники уже имеют навыки работы в одной из операционных систем, как правило, специально переобучать их не нужно, – считает В.В. Михайлов. – Например, после установки СПО на компьютеры секретарей и руководителей учреждений к нам никто не обращался за помощью в переобучении. Было только несколько телефонных звонков о логине и пароле. А вот “нулевиков” обучать нужно: недавно мы закончили обучение такой группы, куда вошли воспитатели детских садов. Обучали одновременно в Windows и ПСПО5, и особой разницы пользователи не ощутили. Так что мнение о том, что на формирование навыков работы на СПО нужно много времени и средств, – миф”.
Еще одна рекомендация относится к алгоритму внедрения свободного софта. Учреждениям, которые только присматриваются к неизвестным программным продуктам, по мнению директора Центра поддержки образования, прежде всего стоит определить задачи, решаемые с помощью компьютеров, а потом пригласить специалиста для проведения аудита компьютерного парка и четко проинформировать его относительно перечня актуальных задач. Проведя мониторинг оборудования и программного обеспечения на предмет совместимости и легальности, специалист выдаст заключение – рекомендацию о миграции, опирающуюся на анализ ситуации с юридической и экономической точки зрения. После этого и можно будет начинать внедрение свободного софта.

Г.Г.Зайцева
Редактор журнала
“Руководитель
автономного учреждения”